ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).
С 1 января 2017 вводится профстандарт педагога , утверждённый Правительством РФ. Это ключевой документ, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.
Принятый документ станет основой проведения аттестации педагогов и присвоения квалификационных категорий. Его нормами будут руководствоваться, принимая на работу и формируя оплату труда. Конкретизируя знания и умения, которыми должен владеть педагогический работник, профстандарт в подробностях отображает его трудовые действия и разделяет их по модулям.
Для государственных и муниципальных школ и детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. №584).
Нормативно-правовые документы, регламентирующие применение профессиональных стандартов:
Профессиональные стандарты:
Документы, регламентирующие введение профессиональных стандартов:
- Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов".
- Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05 августа 2016 № 422н "О внесении изменений в профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н".
- Письмо общероссийского союза работников образования от 10.03.2017 N 122 «Об актуальных вопросах применения профессионального стандарта».
- Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 N 361-р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.03.2015 № 08-237 "О переносе срока применения профстандарта педагога".
- Письмо Минтруда России от 06.07. 2016 N 14-2/ООГ-6465 «О применении работодателями профессиональных стандартов».
- Письмо Минтруда России от 22.02.2017 N 14-3/ООГ-1565, разъясняющее вопросы изменения обязанностей сотрудников в связи с принятием профессионального стандарта.
- Письмо общероссийского союза работников образования от 10.03.2017 N 122 «Об актуальных вопросах применения профессионального стандарта».
- Письмо Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов».
- Постановление Российской Федерации от 26.06.2016 г. N 84 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными и муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
- Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
- Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена".
- Приказ Минтруда России от 29.04.2013 N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта".
Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога.
Цель применения профстандарта — обеспечение необходимой квалификации педагога, которая влияет на результат повышения качества образования.
- Квалификация работника – это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.
- Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
- Профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
Педагог должен:
- Знать специфику дошкольного образования
- Знать общие закономерности развития детей
- Уметь организовывать ведущие виды деятельности
- Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста
- Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми
- Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга
- Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей
- Владеть ИКТ- компетенциями
ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ